Стратегия и тактика оратора часть 2

В логических способов относятся: индукция, дедукция, аналогия. Известно, что индукция — то способ мышления от единичного к общему, дедукция — наоборот, аналогия же — способ доведения от единичного к единичному. В речи единичное — то есть положения, факты, примеры и т. д., общее — то тезис. То есть, когда оратор сначала приводит некоторые примеры, факты, положение, а затем формулирует основную идею, которая вытекает из этого, — он пользуется способом мышления (доказательства) индукции. Если он сначала формулирует тезис (основную идею), а затем уже приводит положения, обосновывающие его, то использует способ от общего к единичному (дедукция). Единственная сложность здесь заключается в правильном использовании этих способов, зависит от двух обстоятельств: от характеристики аудитории и особенности проблемы. В аудиториях таких категорий, как: а) молодежные; б) более низкими уровнями образования, культуры, квалификации; в) по специальности не специалисты (относительно предмета речи); г) проблема достаточно сложная, — то эффективнее индукция. В аудиториях с противоположными характеристиками необходимо обосновать лишь дедукцией. Ошибки в использовании логических способов снижают познавательную активность и заинтересованность аудитории, приводит, как правило, к невыполнению сверхзадача, то есть реализации цели оратора, его интересов.
видеорегистратор, видеорегистраторы, авторегистратор, авторегистраторы
Среди психологических способов воздействия выделяются внушение, психическое заражение, убеждение. Какие же они имеют особенности? Внушение — это процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации воспринимаемого содержания информации, с отсутствием целенаправленного активного его восприятие, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и состоянием субъекта восприятия (аудитории) . В жизни мы чаще влияем на людей именно через внушение, чем из-за убеждений: и в суде присяжных, и при общении руководителя с подчиненным, и во всех видах взаимодействия людей. При внушении не достигается, согласие, но обеспечивается принятие информации, содержащей готово заключение. Внушение бывает произвольным и непроизвольным, прямым и косвенным, положительным и отрицательным. Произвольное — это целенаправленное и организованное; непроизвольное — когда оратор навевает ненароком; при прямом внушении оратор просто призывает к какому-то действию, при косвенном — использует образы, сопоставление и т. д. (все нормативные акты представляют собой примеры прямого внушения). Психическое заражение — это процесс передачи эмоционального состояния от одного человека к другому (другим) на психофизиологическом уровне контакта, кроме собственного смыслового воздействия или дополнительно к нему. Такая реакция используется при массовых акциях, эффективна в публичных выступлениях ораторов, служит дополнительным фактором сплочения людей. Психическое заражение может играть как конструктивную, так и деструктивную роль, поэтому использовать его необходимо крайне осторожно. Подражание представляет собой следование человека любом примеру, образцу. Оно встречается в разных возрастных группах в индивидуальном развитии человека, хотя здесь действуют различные психологические механизмы. Это особая форма поведения, которая заключается в воспроизведении действий других лиц. На практике внушения, подражания, психическое заражение, убеждение, как правило, редко существуют в чистом виде. Чаще всего они работают в единстве, дополняя друг друга, что и приводит к реализации поставленной оратором цели. Оратору необходимо, учитывая особенности аудитории и ситуации общения, выбрать самый эффективный из них. Дидактические способы имеют две стороне: способы изложения информации (говорение) и способы активизации аудитории (для лучшего слушания аудиторией). К первым относятся такие парные, как концентрический — спиральный, контрастный — ассоциативный, логический — исторический, пунктирный-ступенчатый, концептуальный — эмоциональный и другие. Спиральный способ — это многократное упоминание одной и той же мысли, но каждый раз обогащенной новой информацией, — который можно применить или для неподготовленного или для конфликтной аудитории и тому подобное. Иными словами, спиральный способ представляет собой процесс постепенного приращения новых знаний к приобретенным. Ступенчатый способ — постепенный течение мысли от общего к частн
ому и наоборот. Развертывание тезисы от общего к частному ориентированное в основном на подготовленную аудиторию, развертывания тезисы в обратном порядке — на неподготовленную. Пунктирный способ — развертывания тезисы путем членения ее на относительно независимые равнозначны части, в конце снова объединяются в тезис. Данный способ применяется, как правило, в аудитории с высоким уровнем подготовки, способной самостоятельно сочетать все части, находить связи между ними. Контрастный способ — развертывания тезисы путем противопоставления различных точек зрения в отношении одного и того же предмета, — который можно использовать для любой аудитории. Ассоциативный способ — развертывания тезисы в виде сочетания в сознании различных образов, который можно применять в аудитории, где доминируют люди с образным мышлением. К способам активизации принадлежат повышающие умственную деятельность аудитории. Дело в том, что слушания — это не просто молчание, это очень тяжелая умственная деятельность, потому что восприятие, внимание колеблются во время выступления оратора и при неумении оратора повысить активность аудитории внимание падает, а с ней теряется и количество информации, которую воспримет, поймет и запомнит аудитория. Способов активизации очень много — от простого обращения внимания на что-то в речи до сложных, заранее продуманных. К формам говорения относятся монолог, диалог, полилог. Эти виды общения (выступления) имеют свои психолого-ситуативные и языковые особенности. Монологическая взаимодействие является наиболее применяемой современной формой выступления оратора, хотя и наименее эффективной, неравноправное по обмену информацией. Такая форма предполагает лишь поверхностное, частичное восприятие информации личностью. Диалогическая форм, и представляет собой личностно равноправные позиции оратора и аудитории, своеобразное «партнерство», доминирующими мотивами которого являются мотивы самоактуализации и саморазвития собеседников, т. е. обеих сторон — оратора и аудитории. Здесь важным моментом является восприятие информации не как вотчины оратора, а как общего достояния, что, в свою очередь, ведет к улучшению процесса восприятия ее аудиторией.