Риторика эпохи украинского ренессанса

Книга ИV. О культурно-стилистическое оформление речей. Книга V. О трактовки чувств. Книга V и. О методе написания истории и о письмах. Книга VИИ. О судебном и совещательный род речей. Книга VИИИ. О эпидиктических или украшу тельный род речи. Книга ИХ. О священном красноречие (гомилетику). Книга Х. О памяти и произнесения. Названия разделов каждой книги свидетельствуют о ее содержании. Прокопович ставит восьми требования к таланту, знаний и речевых умений оратора; утверждает, что по красноречию происходит много благ общественных, частных и божественных, много выгод человеческой жизни; считал, что посольская служба нуждается в помощи краснобаев, что защитить государство, сохранить ее авторитет и не прибегнуть к оружию. С риторической лаборатории Ф. Прокоповича видно, как он развил теорию риторического идеала, сформированного еще Цицероном и Квинтилианом. Цицерон самое главное в риторическом идеале считал обдарювання, талант, затем — изобретательный ум, восприимчивую и прочную память, и уже за ними — знания, опыт. Прокопович настаивает на национальной пользы красноречия: риторика — это защита интересов страны, ее авторитета, привлечение молодежи к подвигам. Сказывается эпохи просвещения, национального возрождения, развития барочного стиля. Метод риторики Ф. Прокопович видел в том, чтобы научить, как оратору в своей речи с помощью овладения искусством слова ответить на важные вопросы и убедить, что эти соответствует правильными.
kigurumi.in.ua/
Профессор Прокопович признал и описал такие функции риторики:

  • социально-организационную (средство агитации, мобилизации);
  • культурно-образовательную (жизни народа, страны), что получает новые знания, возбуждает чувства, общественное мнение, влияние на них.

Источником красноречия Ф. Прокопович считал природу, искусство (талант), образование, тренировка. Подражания. Риторический курс Прокоповича был выразительный нормативный характер, в котором автор с позиций рационализма выступил против стилистических излишеств барокко, схоластики, латино-польских риторин, против пустого красноречия. О ораторов автор говорил, что они должны умело начать изложение, быть уважаемыми в поучении, остроумными в развлечении, сильными и многословными в умилении, оратор подбирает стильное по себе, не по своему усмотрению, а с требованиями обстоятельств. Прокопович конкретно разработал советы в основных частей речи: вступление обязательно должно быть качественным, точным, остроумным от него зависит первое впечатление слушателей о оратора), рассказ должен быть четкой, краткой (короткой), вероятной, приятной , напряженной. Это достигается психологически образным языком и отсутствием лишнего. Обоснование мысли — вторая часть изложения — достигается благодаря умелому размещению. Доказательств по трем способы: природный (по времени т местом); произвольный (по желанию, по выбору); художественный (по законам стиля, подстиля, жанра). Завершение речи должно было состоять из двух частей: перечня сказанного (итог) и возбуждения чувств. Основные постулаты киевского ученого ничем не противоречат взглядам античных теоретиков риторики, в частности Аристотеля, где в теории симметрии доминировала концепция общей и абсолютной красоты, потому соответствие словесного выражения (применение соответствующих слов и мыслей в изобретенного материала) требует особого чутья и незаурядного таланта. Так же и Ф. Прокопович разделил и античные понятия меры во всем, меры как эстетики середины, в которой должны сходиться и сочетаться все крайности. Взгляды Аристотеля, Платона, Квинт лиана и других представителей классической эстетики гармонию были творчески спринте Ф. Прокоповичем т его последователями. Очень полезным и поучительным является раздел «Чувство» с «Риторика» Ф. Прокоповича, который воспитывал у своих учеников-риторов (в их ораторских выступлениях) такие чувства: любовь, тревога, надежда, ревность, радость, гнев, гордость, увы, страх. Ужас, негодование и др., Чем обосновывал психологическую культуру оратора, который должен быть талантливым художником, чтобы в душе слушателя возбудить необходимые чувства. Ф. Прокопович и его последователи творчески использовали достижения античной риторически мысли — учение о трех стилях. Задачей и целью высокого стиля он считал волновать аудиторию, для чего подбираются сильные эмоции, величественные способы изложения: частые метафоры, величавые фигуры. Цветистый стиль должен приносить удовольствие, для чего используются хорошие способы выражения: час
тые тропы, легкие чувства, умеренные сенсации, остроумные высказывания. Низкий стиль, по мнению исследователей, служит для назидания и употребление в заповедях, которыми поучаем других. Он исключает сильные эмоции, редко употребляет фигуры, тропы, будничные дела. Этот стиль произношения — обучение. Заслуживает внимания и «Букварь» Ф. Прокоповича. По этому учебнику учились Украинцы, россиян, белорусы, молдаване, грузины, сербы, болгары, греки и другие. Великий гуманист призвал ученых академии к формированию самостоятельного мышления. мечтал о генерации украинских «знатоков, а не торговцев науки". Ученый отстаивал идею просвещенного абсолютизма, основал российскую просвета Философские, риторические взгляды выдающегося просветителя Ф. Прокоповича отражали интересы прогрессивных сил, стали важной вехой в развитии славянского красноречия и эстетической мысли. Ф. Прокопович владел многими языками, писал на латинском, русском, старославянском, книжной украинском, немецком, английском, французском, шведском, польском языках. Его широкая полилингвистический культура до наших дней поражает масштабностью обдарювання. Прокопович своей деятельностью откликнулся на задачи и требования эпохи Ренессанса, написав произведения, которые ставят целью теоретическое обоснование нового образовательного идеала, утверждают необходимость духовного, физического и эстетического развития человека. Прокопович обладал силой слова и утверждал, что когда появится опасность, кольчуга и меч не является более надежным оружием, чем красноречие, которое одновременно является и обороной, и наступательным оружием. Четыре книги риторической труда Ф. Прокоповича содержат советы, замечания. Рекомендации, образцы составления речей, писем, историй. Среди профессоров Киево-Могилянской академии он первым вводит в курс риторики раздел о написании истории с целью увековечить историю своей Родины. Прокопович разработал методику эпистолярия и сам был большим мастером этого жанра. Стиль писем, за Прокоповичем, предстоял не ораторским, а спокойным, рассудительным. Следующие риторики воплотили в жизнь многие идеи Феофана Прокоповича, но многие из них еще ждут своих исследователей.