Основы ораторского искусства часть 2

  1. Это лицо, профессионально высказывается об определенном предмете, то есть имеет: а) фундаментальные знания в определенной области, б) знание наиболее типичных точек зрения, в) понимание острых проблем по предмету речи.
  2. Это выразитель общественного мнения и воспитатель: подчиняется при осуществлении ораторского деятельности принципам: а) соответствия личного поведения тем идеям, которые он провозглашает в своем выступлении; б) единства слова и дела; и) неуклонного дотриманниетичних отношений с аудиторией.
  3. Это человек, который не только в совершенстве владеет приемами доказательности ораторского мастерства, а также следующие черты: а) любовь к истине; б) ясность мышления и выражения, в) эмоциональность; г) уважение к аудитории.

Все эти стороны важны в комплексе. Первые две составляют фундамент, основание, на котором возможно существование непосредственно ораторских качеств. Рассмотрим эти черты более подробно. Мать фундаментальные знания — это вовсе не означает, что человек должен знать все. Дело в другом — надо знать главные, фундаментальные понятия, законы и т. д., которые касаются предмета вашего выступления. Скорее всего, что непосредственно они все в речи использованы не будут. Но знания предоставит внутренней логичности речи, стройности изложению и станет средством предотвращения нежелательных случаев, связанных с вопросами, репликами аудитории, необычным поворотом темы и тому подобное. Наиболее типичные точки зрения — это такие, которые связаны с существенными интересами, так или иначе выплетают по предмету речи.
Цена на лестницу
их знание позволит выбрать наиболее эффективную линию поведения в аудитории, уверенно чувствовать себя на протяжении выступления, потому что любой частный случай в конце концов касается определенной типичной точки зрения. Знание острых проблем занимает те из них, которые являются наиболее острыми для конкретной, определенной аудитории и вызывают частые споры в той сфере, о которой вы ведете речь. Понимание вами таких проблем вызывает уважение аудитории и имеет очень важное значение в случаях возникновения полемики. Оратор действительно выразитель общественного мнения, ведь о чем бы он ни говорил, он всегда, убеждая, к чему призывает, за что агитирует. А для того, чтобы призыв был услышан, необходимо соответствие личного поведения тем принципам, о которых говорится в речи. Бессмысленно, например, взяточнику призывать к борьбе с коррупцией — это только ее (коррупцию) усилит. Единство слова и дела не является повтором предыдущей черты. Суть в том, что из идей и призывов нет. делаться практические выводы, причем такие, которые, во-первых, соответствуют масштабу высказанных идей, и, во-вторых, осуществленные в жизни. Предложенные копеечные практические меры, вытекающие из глобальных идей, подрывают давеча как к идеям оратора, так и к его предложениям. Соблюдение этических отношений является основой человеческой культуры, ораторского труда. Следуя неуклонно на глазах аудитории определенные требования, оратор, во-первых, заставляет ее считаться с этими требованиями, создает необходимые положительные, элементарные отношения, даже в экстремальных ситуациях, а во-вторых, это важно воспитывающим моментом, предметно поучая слушателей определенным нормам нравственности . С ораторских качеств, которых можно назвать не один десяток, основополагающими (то есть такими, от которых зависят другие качества) три:

  1. это ясность мышления и рассуждения . Даже если у вас дефекты речи, то слушатели вас поймут, а если вы еще и интересно рассказываете, то дефекты ослабевают, их почти не замечают. Но если не будет ясности мышления, то все остальное станет ненужным. По этому поводу А. Ф. Кони писал: "Надо говорить не так, чтобы вас поняли, а так, чтобы вас нельзя было не понять;
  2. это умение доказывать, аргументировать. В самой природе человеческого мышления заложена склонность к сомнениям. Да и с практической точки зрения нельзя верить оратору только потому, что он об этом говорит. Выкрикивать заклинания — не означает доказывать. Люди редко воспринимают на веру — идея должна подчеркиваться точными, неоспорима доказательствами.

Излишне говорить, что это качество особенно ценно для юриста, деятельность которого оценочный для людей характер. Для юриста это ораторская качество перерастает в первостепенную моральное качество. Предыдущие качества оратора является качествами личностными, требующими их целостности. Целостности, в результате которой он
и создают сплав, монолит, предоставляют две, на первый взгляд, простые, но важные качества: любовь к истине и уважение к аудитории. Любовь к истине (именно любовь, а не просто понимание ее необходимости) толкать человека к u поиска, не позволит покривить душой и пойти на сговор с совестью во имя временного или призрачного успеха, не позволит исказить реальные факты, исказить истину. Образцом в этом отношении был всемирно известный немецкий ученый К. Маркс. Он чувствовал почти физическую боль, когда кто-то пытался выложить не до конца продуманную идею, мысль, в которой присутствует хотя бы один непонятный или сомнительный, смутное факт. Можно привести такой пример: среди пяти тысяч страниц «Капитала» нет ни одного факта, который был бы взят им «из других рук», а не из первоисточника. Правда, и обошлось это ему почти в 40 лет жизни. Уважение к аудитории понимается не как внешние ритуальные правила отношений с аудиторией (это производное), а уважение к ее мыслей, интересов, жизненного опыта, человеческих качеств. Такое уважение важна и психологически, и познавательно для самого оратора. Она является нравственным фундаментом и удовлетворенности и смысла ораторского деятельности. И наоборот, выступления без уважения к аудитории приводят к деградации личности оратора. Опыт показывает: если у выступающего отсутствует уважение к аудитории, он не станет хорошим оратором, если даже у него есть определенный набор других, необходимых оратору качеств и приемов мастерства. Вывод, который следует из этих соображений, может показаться обескураживающим, невероятным: когда речь идет о ораторское мастерство, начинать надо не с изучения приемов, а с усилий по формированию своих человеческих и профессиональных качеств, с формирования себя как достойного личности. Все выдающиеся ораторы были, по правилу, и великими людьми. Так, история знает людей, которые внешними приемами привлекали внимание аудитории и влияли на нее некоторое время. Но в конце концов, они оказались не ораторами, а лицедеями, и чем виртуознее было лицедейство, тем тяжелее была нанесена им вред и тяжелее последствия. ораторского искусства нельзя овладеть по принципу кулинарных рецептов, которые не зависят от того, в чьи руки они попадают. Именно поэтому мы подчеркиваем, что ораторское искусство базируется на необходимых моральных и профессиональных качествах и своей конечной целью оно поворачивает на гуманные и социально значимые цели. Литература

  1. Томан Иржи. Искусство говорить. — К., 1998.
  2. Дейл Карнеги. Учись выступать публично и влиять на широкий круг людей. — К., 2000.
  3. Культура ведения дебатов. — Харьков, 1988.
  4. «История мировой культуры» Л. Т.Левчук. — Киев: «Лыбидь», 1994 гг. — Ст. 168-192, всего 310 ст.
  5. С. И. Радциг «История древнегреческой литературы», Москва, в «Высшая школа», 1999 г .;
  6. М. Гаспарова, В. Борухович «Ораторское искусство древней Греции», Москва, «Художественная литература», 1985 г .;
  7. «Античная литература», г... Москва, в «Образование», 1986
  8. История красноречия. — К., 2000.
  9. Украинская и зарубежная культура. Учебник. — К., 1999.