Научное обоснование модели внедрения в украине государственных целевых программ улучшения здоровья народа (работа) часть 5

Таблица 5 Распространенность, заболеваемость, динамика и структура болезней системы кровообращения среди населения трудоспособного возраста (на 100 тыс. нас.)










Название нозологии Распространенность Удельный вес (%) Заболеваемость Удельный вес (%)
2000 2005 2000 2005 2000 2005 2000 2005
Все болезни 124942,0 141042,4 100 100 61335,3 63174,1 100 100
Болезни системы кровообращения 22198,9 30297,6 17,8 21,5 3926,6 4939,4 6,4 7,8
в т. ч. Гипертоническая болезнь (все формы) 11435,9 16240,7 51,5 53,6 1939,0 2038,8 49,4 41,2
ишемическая болезнь сердца 5941, 3 8280,5 26,8 27 3 910,1 1047,9 23,2 21,2
острый инфаркт миокарда 53,2 57,9 0,2 0,2 52,8 57,9 1,3 1,2
цереброваскулярные болезни 1731,0 2273,0 7,8 7,5 388,01 450,1 9,9 9,1
инсульты 114,9 114,5 0,5 0,4 91,6 95,1 2,3 1,9
ревматизм (все формы) 683,0 542,7 3,0 1,8 31,2 18,7 0,8 0,4

ВЫВОДЫ Комплексным социально-гигиеническим исследованиям установлена недостаточная эффективность реализации государственных целевых программ, которая подтверждается низким уровнем здоровья населения и медленным устранением недостатков в организации медицинской помощи, что и стало основанием для научного обоснования модели внедрения в Украине Государственных целевых программ улучшения здоровья народа, которая доказала свою медицинскую, социальную и экономическую эффективность. 1. Показано, что за последние 10 лет динамика состояния здоровья населения Украины продолжает оставаться отрицательным: общая заболеваемость выросла на 10,6%, распространенность болезней — на 38,9%, смертность увеличилась на 8,9%, естественный прирост носит отрицательный характер и колеблется от -5,8 до -7,8 на 1000, численность населения сократилась на 7,7%, что, вероятно, угрожает национальной безопасности государства.
крауд
2. Установлено, что финансирование здравоохранения остается крайне недостаточным, хотя за последнее десятилетие оно выросло почти в три раза, однако в долларовом эквиваленте вдвое меньше уровня 1990 года и в 25-30 раз уступает таковому в ряде европейских стран. 3. Установлено, что за 10 лет принято 45 общегосударственных программ и 10 утвержденных на правительственном уровне комплексных мер, направленных на улучшение состояния здоровья и продления средней продолжительности ожидаемой жизни граждан, которые в определенной степени дублируют или только дополняют друг друга, в частности относительно рождения и формирования здорового поколения их принято 15 профилактики и лечения СПИД — 5, ликвидации последствий аварии на ЧАЭС — 5, борьбы с туберкулезом — 4, развития медицины катастроф — 3, здоровья пожилых людей — 3, борьбы с наркоманией — 3, а также из ряда других проблем. 4. Показано, что обоснованность актуальности проблем Государственных целевых программ по улучшению здоровья населения не всегда отвечала их первоочередном принятию, а отдельные существенные проблемы, которые формируют уровень здоровья в целом, не были учтены, в частности: влияние на общественное здоровье психического здоровья 'я, распространенность расстройств которого составляет 2470 на 100 000 населения и по данным исследований оказывается только у половины больных, а число самоубийств достигло 300 случаев на 1 млн. жителей. Большую обеспокоенность вызывает травматизм, который занимает одно из ведущих мест в структуре общей смертности. 5. Доказано, что крайне недостаточное ресурсное обеспечение выполнения программ, поскольку 4% из них вообще не финансировались, 6% ограничивались на треть, а 10% — почти на половину, 26% финансировались частично, следствием чего стала низкая эффективность их внедрения. 6. Установлено, что при формировании государственных целевых программ специфические особенности регионов учитывались лишь частично: в западном — на 49,5%, 53,3% — в восточном, на 84% — в северном, 85% — центральном, 82% — на юге Украины , в то время как в первую очередь требуют решения в западном регионе 57,6% социально-экономических проблем, 27,6% — медико-профилактических и 14,8% — экологических, а в промышленном восточном — соответственно 39,2%, 27,9 % и 37,9%. 7. Выявлено, что
информированность населения о внедрении государственных целевых программ сохранения и улучшения здоровья составляет: в северном регионе — 56%, восточном — 69,3%, центральном — 65,8%, западном — 58,9%, южном — 84% ; недостаточен и уровень санитарно-просветительной работы через средства массовой информации в восточных областях — 55,7%, центральных — 58,6%, северных — 70,4%, западных — 73,7%, южных — 100%. 8. Доказано, что разработка и внедрение государственных целевых программ является одним из основных направлений улучшения деятельности системы здравоохранения, однако существенными препятствиями на пути их внедрения остаются несовершенная законодательная база (21,9%), ограниченное финансирование (60,3%) и отсутствие комплексного взаимодействия (13,8%). 9. Полученные результаты подтвердили необходимость научного обоснования концептуальной модели внедрения Государственных целевых программ улучшения уровня здоровья населения и удлинение средней продолжительности ожидаемой жизни граждан, в основу которой положен системный подход к оценке состояния здоровья населения и обязательный учет региональных особенностей административных территорий: климатических , социально-экономических, экологических, системы организации и оказания медицинской помощи, наличие нормативной базы и тому подобное.