Научное обоснование модели внедрения в украине государственных целевых программ улучшения здоровья народа (работа) часть 3

населения регионов восточного и западного, северного и южного, то есть показатели их здоровья в зависимости от условий проживания и труда, экологического благополучия, социально-экономических различий и других указанных факторов, влияющих на формирование здоровья. Такая Государственная целевая программа будет значительно эффективнее во внедрении, действенной в достижении результатов и оптимальной в разработке, а учитывая эпидемиологические и патогенетические особенности развития той или иной нозологической форм болезней, обеспечит возможность обоснования комплексных профилактических и лечебных мероприятий на существенное улучшения медицинской помощи в целом и соответственно на решение проблем здоровья, а также на продление средней продолжительности ожидаемой жизни.
http://flyinsky.ru/directions/UFA
Одновременно основой внедрения Государственных целевых программ является ресурсная база, то есть финансирование мероприятий, обоснованных при разработке и необходимых для их практического выполнения с целью реализации цели — улучшение здоровья в целом и минимизации негативного влияния на его состояние той или иной проблемы. С целью исследования проблемы разработки и внедрения Государственных целевых программ в Украине из самых актуальных вопросов здоровья народа проведено социологическое изучение в соответствии с подготовленной и распространенной среди руководителей органов и учреждений здравоохранения различных уровней, а также главных специалистов анкеты. Абсолютно все они поддерживают разработку и внедрение государственных целевых программ как одно из основных направлений дальнейшего развития системы здравоохранения в целом и региональных частности. Но по методологии и технологии подготовки и реализации отличаются особенности, которые можно объединить по регионам Украины — западном, южном, промышленном восточном и северном, а по отдельным вопросам наблюдается собственное видение также в областях, имеющих свои специфические отличия от соседних. Это говорит о необходимости учета их при разработке и внедрении программы. Наиболее актуальными причинами проблем здоровья региона, нуждающихся в государственной поддержке для минимизации негативного влияния на его состояние, в западном регионе считают 57,6% социально-экономические, 14,8% — экологические и 27,6 — медико-профилактические. В промышленном восточном соответственно 39,2%, 37,9% и 27,9%, то есть больше беспокоят экологические проблемы, а в Запорожской и Днепропетровской областях они еще более актуальны (от 50 до 75%), тогда как социально-экономические только от 10 до 20%. Существенно отличаются в своих видениях северный и южный регионы (50,29 и 21 процента и соответственно 35,15 и 50), хотя Николаевскую область экологические проблемы волнуют больше — 45% почти наравне с Черновицкой (40%). Центральный регион оценивает причины неудовлетворительного состояния здоровья 53,7% как социально-экономические, 21,2% — экологические и 25,1% — медицинские, хотя опять же в Кировоградской области экологические более важные (30%). На вопрос о наиболее негативные факторы недостаточного выполнения разработанных и принятых государственных целевых программ респонденты Западного региона отмечают законодательные на 22,9%, финансирование — 59,9% и недостаточную комплексное взаимодействие всех отраслей — 17,2%. Подобные тенденции наблюдаются и в других: центральный — 4,6%, 63,6% и 31,8%; северный — 40%, 42% и 18%; южный — 17%, 73% и 10%; восточный — 25,1%, 62,9% и 22,0% (за исключением Донецкой, где финансовые проблемы беспокоят меньше (25%), а больше законодательные — 50%). Оценка эффективности выполнения ранее принятых и внедряемых Государственных целевых программ в каждом регионе также различна. В восточном положительно ее воспринимают лишь 56%, западном — 62,8%, центральном — 63,3%, северном — 68%, а в южном — 86% респондентов. Необходимость учета при разработке программ специфических особенностей регионов отмечают в западном 49,5% анкетируемых или опрошенных, 53,3% — в восточном, 84% — северном, 85% — центральном, 82% — на юге Украины , хотя в Тернопольской области указывают лишь 8%, Хмельницкой — 20%, Сумской — 30%, Донецкой — 50%, а в Крыму замечаний нет. Региональные конкретные программы на выполнение государственных принимались в северных областях в среднем на 84% от потребности, центральных — 85%, западных — 90,9%, восточных — на 96,7%, южных — 100%. недостаточную информированность населения о внедрении государственных целевых программ на улучшение здоровья считают в северном регионе 56% опрошенных, восточном — 69,3%, центральном — 65,8%, западном — 58,9%, южном — 84
%, хотя в отдельных областях ситуация еще более неудовлетворительная (Черновицкая — 40%, Черниговская — 31%, Закарпатская — 40%, Харьковская — 40%, Черкасская — 50%, Николаевская — 50%). Это связывают с недостаточной возможностью санитарно-просветительной работы через средства массовой информации в восточных областях — 55,7%, центральных — 58,6%, северных — 70,4%, западных — 73,7 %, южных — 100%. Таким образом, доведенные существенные различия в вопросах разработки и внедрения Государственных целевых программ по наиболее актуальным проблемам сохранения и улучшения уровня здоровья населения регионов Украины, что говорит о необходимости учитывать эти особенности в дальнейшем для достижения должной эффективности. Общегосударственный подход необходим лишь в определении проблемы здоровья и ее влияния на общество, а методология разработки и технология внедрения должны базироваться на объективной оценке специфики области и региона по социально-экономических и экологических условий проживания населения, возможностей сети медицинских учреждений и их финансирования по обеспечению доступности и качества медицинской помощи. На государственном уровне должен совершенствоваться законодательная база и комплексное взаимодействие всех ведомств, но на местном необходимые конкретные меры для их выполнения и собственные акценты. Это подтверждают и обобщенные по регионам предложения первоочередных задач, направленных на более эффективное внедрение государственных целевых программ. В западном — обеспечение медицинских учреждений за счет государственных закупок дорогостоящего медицинского оборудования для оказания специализированной высокотехнологичной помощи при наиболее распространенных болезнях. В северных областях — существенное укрепление материально-технической базы первичной медико-санитарной помощи и повышения уровня заработной платы медицинских работников, прежде всего в сельской местности.