Объективные препятствия контакта оратора и аудитории и их учет в организации аудитории часть 3

Большое значение для оратора имеет также учета особенностей, свойств внимания, проявляющихся как в его собственной деятельности, так и в поведении аудитории. К основным из них относятся устойчивость, распределение, переключение и объем. Устойчивость внимания определяется временем сосредоточения сознания на каком-либо объекте. Экспериментально доказано, что если на одном единичном объекте внимание содержится не более 1,5-2,5 сек (происходит его колебания), то на деятельности в целом (на ее предмете, цели, способах и средствах достижения цели) внимание взрослого человека может содержаться довольно долго — до 40-45 мин. Таким образом, устойчивость внимания аудитории обусловливается характером и структурой самой деятельности оратора, значимости темы выступления, правильностью ее языковой построения, четкостью логического построения. Иначе говоря, устойчивость внимания зависит от того, насколько органично все эти элементы образуют единое целое, один глобальный объект внимания аудитории — смысловое значение выступления. Важно при этом знать, как распределяется внимание аудитории на протяжении выступления оратора. Осознать такое распределение поможет схема «Фазы состояния внимания аудитории на протяжении выступления оратора». It ни 90 80 70 60 5 0 40 ЗО 20 10 В D
А В А — В (до 5 мин.) &Mdash; фаза адаптации В — С (до 45 мин.) &Mdash; фаза оптимальной активности; С — D (до 15 мин.) &Mdash; фаза утомления; D — Е (остальное время) фаза очень выраженного утомления. Рис. 1. Эмоционально-психологическое восприятие.
Сдать алюминиевый кабель в Москве

Распределение внимания означает одновременное направленность сознания на несколько разнородных объектов (или действий), объединенных одной деятельностью. Это свойство внимания профессионально значимая для оратора. Так, он одновременно помнит о содержании выступления, следит за тем, за поведением слушателей, за их реакцией и т. д. Сравнивая деятельность оратора и дирижера, герой рассказа А. П. Чехова «Скучная история» говорил: "Хороший дирижер, передавая мысль композитора, делает сразу двадцать дел: читает партитуру, машет палочкой, следит за певцам, делает движение то в сторону барабана, валторны и др. То же самое и я, когда выступаю ". Необходимо отметить, что внимание оратора сосредоточивается в основном на содержательной стороне деятельности, например, на смысле собственного высказывания, на признаках, свидетельствующих о понимании или непонимании выступления слушателями. И hi форму выражения он обращает внимание лишь тогда, когда сознательно выбирает то или иное средство для лучшей передачи мысли. Форма привлекает к себе внимание и в том случае, если она сама является раздражителем, как, например, поведение, возгласы отдельного слушателя. Переключение внимания — это изменение направленности сознания с одного объекта на другой. Оно требует определенного времени, причем, разного для разных людей. Оратор, прибегает к демонстрации репродукций, схем, использование диапозитивов или переходит от одного стиля и жанра в другой, от теоретических положений к жизненным эпизодов, должен учитывать эту особенность слушателей. Например, при переходе от одной мысли к другой целесообразно использовать вставные соединительные фразы, типа: «Как мы уже убедились ...», при демонстрации средств наглядности — делать паузы и т. д. Объем внимания определяется количеством однородных предметов, который может одновременно содержать человек при зрительном или слуховом восприятии. Установлено, что объем внимания не превышает пяти — семи объектов. Внимание направляется прежде всего на содержание, предполагает активную умственную деятельность человека, формирует потребность в такой деятельности, познавательный и практический интерес к ней. А интерес — это эмоциональное проявление познавательных потребностей человека. Это тот стимул, что по большей части и приводит их в зал послушать оратора. Интерес может появиться и в ходе самого выступления, тогда им обусловливается внутренний механизм пислядовильнои внимания в общей деятельности оратора и слушателей — в деятельности общения. Таким образом, внимание и интерес тесно связаны между собой и вместе определяют активную умственную деятельность слушателя. Для углубления дидактического аспекта, то есть полной и точной передачи содержания, обеспечения его усвоения слушателями оратору стоит вспомнить принципы познавательной деятельности, которые вошли в золотой фонд педагогики, такие, как: принцип наглядности, сознательности, активности, пр
инцип доступности и посильности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, принцип научности, прочности усвоения. Надо остановиться более подробно на вопросе проблемности обучения. Сущность его сводится к использованию специальных средств для повышения познавательной активности, стимулирование самостоятельного поиска ответа слушателями. Достигается это их привлечением к решению познавательных задач, ядром которых служит так называемая проблемная ситуация. Возникает она из противоречия между задачей и незнанием слушателями путей ее решения. Проблемности выступлению можно добавить, если показывать, как появилась та или иная задача в науке и на практике; существующие точки зрения по данному вопросу; в чем и где имеются разногласия между различными, противоположными положениями в науке; видимые противоречия и несоответствия наблюдаются в ходе развития определенного явления и какое объяснение можно им дать? При этом может быть и прямое приглашение слушателей найти свое объяснение решения, отличается от предлагаемых. Правда, следует отметить, что перестройка для проблемного изложения — дело трудное. Но затраты труда оправдываются, потому что такое выступление возбуждает мысль, помогает установлению контакта оратора и аудитории. Литература

  1. Томан Иржи. Искусство говорить. — К., 1998.
  2. Дейл Карнеги. Учись выступать публично и влиять на широкий круг людей. — К., 2000.
  3. Культура ведения дебатов. — Харьков, 1988.
  4. «История мировой культуры» Л. Т.Левчук. — Киев: «Лыбидь», 1994 гг. — Ст. 168-192, всего 310 ст.
  5. С. И. Радциг «История древнегреческой литературы», Москва, в «Высшая школа», 1999 г .;
  6. М. Гаспарова, В. Борухович «Ораторское искусство древней Греции», Москва, «Художественная литература», 1985 г .;
  7. «Античная литература», г... Москва, в «Образование», 1986
  8. История красноречия. — К., 2000.
  9. Украинская и зарубежная культура. Учебник. — К., 1999.