Логико-интонационный анализ речи. языковые ноты

Реферат На тему: Логико-интонационный анализ речи. Языковые ноты Логико-интонационная выразительность речи заключается в умении оратора четко, полно, без искажений донести до слушателей смысл речи, ее основной идеи. Чтобы этого достичь, необходимо заранее, задолго до встречи с аудиторией провести логико-интонационный анализ речи. Искусство оратора заключается в том, чтобы найти единственно необходимое размещение единственно необходимых слов. Отмечается ряд правил, закономерностей устной речи — в расположении пауз и ударений, в мелодии языка — в движении голоса вверх или вниз при развитии мысли, при завершении ее. Прежде всего существуют правила постановления логического ударения. Это такие, как: 1) правило второго места. Логическое ударение чаще всего оказывается в конце отрезка текста, логическим центром которого он с (напр .: Выдвижение кандидатур не требует повторного предложения и продолжается, пока кто-нибудь не внесет предложения о прекращении); 2) логическое ударение предоставляет слово, которое стоит не на привычном месте, то есть при нарушении обычного порядка слов (напр .: «Люблю отчизну я»); 3) правило нового понятия. Если в тексте называется впервые любой предмет, лицо или новое явление, имеющие значение для дальнейшего изложения, то слова, обозначающие этот предмет, лицо или явление, выделяются логическим ударением (ярким примером может служить стихотворение "Дом, который построил Джек. С. Маршака, в котором ударением выделяется каждое новое понятие);

  1. правило противопоставление.
    https://zakaz-zaborov.ru/

    Если мысль оратора построена на явном или скрытой противопоставлении одного человека, предмета, явления другому, то наголосотримують именно те слова, которыми обозначаются эти противопоставлен (нпиф .: «Маленькая золотник, да дорог»);

  2. правило сопоставим. Если мысль, выраженная в фразе, построена на сравнении, то логическим ударением выделяются слова, обозначения того, с чем сравнивается;
  3. правило сопоставления. Противопоставление и сравнение — частные случаи более общего явления — зиставлопны каких-то предметов, понятий, явлений, действий или по контрасту или по сходству (сходством). Но возможны сопоставления в чистом виде, без подчинения, на равных правах. В таких сопоставлениях ударением выделяются слова, обозначающие предметы и явления, которые сопоставляются (напр. В рус .: «поздняя осень, Грач улетели, лес обнажилея, поля опустел» Тютчев);
  4. правило единого понятия. Если в тексте встречается группа слов, которые означают неразрывные элементы какого-либо одного понятия, предмета или образа, то в таком словосочетании, что составляет единое языковое цепь, логическим ударением выделяется только последнее слово (напр .: "Выставка передового опыта»);

Что касается интонирования по другим позициям в технике речи, то можно отметить следующее:

  • не выделяются интонационно местоимения (кроме случаев, когда в них заключается основной смысл);
  • слово, которое стоит перед тем, которое необходимо усилить, выпадает из ударения;
  • интонуються все знаки препинания. Причем разные знаки препинания имеют разный темп и различную высоту тона (изменяется диапазон). Напр.: Вопросительный знак требует голосового подъема, восклицательный — напротив — с понижением тона на последнем слоге слова, три точки — понижение тона, темпа, постановки паузы и изменение тембра.

Правила темпоритму: темп сокращает или удлиняет действия (ускоренная или замедленная речь). Ускорил темп — меньше дал времени для действия и тем заставил себя действовать и говорить быстрее. Логико-интонационный анализ осуществляется с помощью языковых нот. Языковые ноты — это графическое изображение голо вой, интонационной мелодии речи. Существуют следующие языковые ноты: v — пауза; vvv (w) — большая пауза; f — (От forte) — громко (громко); fff (ff) — очень громко (очень громко); р (от piano) — тихо; ррр (гг) — очень тихо; r (rit) от riterdando — замедление темпа; а (асе) от accelerando — ускорение темпа; j — — начало с высокого тона в диапазоне; В — второстепенная мысль; И — розповидальиа интонация; ! &Mdash; восклицательные интонация; ? &Mdash; вопросительная интонация. Языковые ноты развивают умение использовать ри. шо-маниття интонаций. Как писал Б. Шоу, интонации человека па столько бесконечно разнообразные, неповторимые, богатые, тонкие, что письменное искусство, несмотря на все грамматическое обработки, не в состоянии передать их. Существует пятьдесят способов сказать «да» и пятьсот способов сказать «нет», но только
один способ это написать. Точно так существуют сотни способов интонационно выражать вопросительные знаки. Высокие и низкие тона, громкий и тихий голос, ускорение и замедление речи, изменение тембра нужны оратору не для внешней красоты превыше всего. Они необходимы прежде всего для ясной передачи мысли. Даже каждый из знаков препинания, помогающие точно передавать, «рисовать» мысли, имеет свой тональный выражение. Аудитория должна услышать в голосе оратора вопрос, оклик, запятые, не обрывают, а развивают мысль, заставляют ждать ее конца; ясные, конкретные точки завершают мнение. Только при этом условии речь становится понятной и влияет на слушателя. Свойство человеческого голоса, способность оратора в процессе выступления изменять темп и ритм речи, тембр, звучность и тональность голоса в совокупности и дает разнообразия живым интонациям. В основном публичные выступления остаются в памяти слушателей не потому, что они глубокие по содержанию, но и потому, что в душу западает тон речи, когда есть не только веские аргументы, но и убедительные оттенки голоса, необходимые интонации и голосовое окраску. Если оратор не обладает техникой речи (голос его слабый, дикция нечеткая, интонация невнятная, отсутствуют логические ударения), то восприятие речи значительно осложняется. Чем совершеннее ораторское мастерство оратора, чем выше уровень культуры звучания речи, тем понятнее, доступнее и действенным будет его выступление. Все эти языковые ноты делятся на три группы: а) строчные; б) надстрочные; в) подстрочные. Это необходимо знать, чтобы эффективно пользоваться ими при логико-иитонацийному анализе текста речи. Строчные ноты (пауза, громкость, темп, v, f, p, г, а 1,1,?) располагаются на строке, перед словами или группой слов, которым необходимо задать именно такую интонацию (восклицательный и вопросительный в конце предложения); надстрочные — над тем словом или отдельным составом слова, которое требует изменения диапазона; подчиненной с только одна нота (—), когда необходимо подчеркнуть в предложении главную мысль или отдельное слово. Литература

  1. Томан Иржи. Искусство говорить. — К., 1998.
  2. Дейл Карнеги. Учись выступать публично и влиять на широкий круг людей. — К., 2000.
  3. Культура ведения дебатов. — Харьков, 1988.
  4. «История мировой культуры» Л. Т.Левчук. — Киев: «Лыбидь», 1994 гг. — Ст. 168-192, всего 310 ст.
  5. С. И. Радциг «История древнегреческой литературы», Москва, в «Высшая школа», 1999 г .;
  6. М. Гаспарова, В. Борухович «Ораторское искусство древней Греции», Москва, «Художественная литература», 1985 г .;
  7. «Античная литература», г... Москва, в «Образование», 1986
  8. История красноречия. — К., 2000.
  9. Украинская и зарубежная культура. Учебник. — К., 1999.