Престиж профессий и занятий в украинском обществе

Престиж профессий и занятий в украинском обществе Престиж профессий и занятий является традиционным предметом исследования в социологии, так как считается одним из показателей социальной дифференциации и неравенства. В отечественной социологии подобные исследования восходят к началу 70-х годов, но долгое время не выходили за пределы опрос по престижа и привлекательности профессий выпускников школ г... Киев. Только с середины 90-х годов исследования впервые распространились на все взрослое население Украины. В 1999 году гг. Сотрудник отдела социальных структур Института социологии НАН Украины совместно с фирмой «СОЦИС» провели третье повторное общенациональный опрос с целью исследования состояния и динамики оценок престижа профессий. Первое подобное исследование проводилось в 1994 г..., Второе 1996 Респонденты представляли все основные социально-демографические и социально-профессиональные категории населения, как и все регионы Украины. Перечень профессий и занятий, предложенных для оценки, содержал 31 наименования, куда вошли различные по уровню квалификации и образования профессии как умственной, так и физической работы, а также занятия сферы обслуживания. Это, конечно, значительно меньше по сравнению с количеством профессий, предлагаемых для оценки престижа западными социологами.
изготовлению печатных форм для офсетной печати
Индексы престижа профессий рассчитывались как взвешенные средние арифметические значения 1; 0.5; 0; -0.5; -1, Которые приписываются ответам респондентов по степени престижности каждой профессии: 1 — очень высокий престиж в обществе; 0.5 — высокий; 0 — средний; -0.5 — Низкий; -1 — Очень низкий. иерархически упорядоченная шкала оценок престижа профессий по данным исследования 1999 представлена в таблице 1 Приложения. Как и в предыдущие годы, возглавляют престижную иерархию занятия высококвалифицированным умственным трудом, прежде всего управленческой, но также законотворческой, юридической, предпринимательской, медицинской, научно-преподавательской деятельностью. Средняя часть рангованого ряда представлена различными по уровню образования, квалификации и видами труда занятиями. Здесь зависимость престижа профессии от уровня необходимого образования не является доминирующим признаком иерархического упорядочения оценок престижа. Престиж бухгалтерской и фермерской деятельности по величине оценки опережает профессию учителя, военнослужащего, агронома, инженера, ветеринара. Последняя профессия по престижности уступает даже медсестре и продавцу. В нижней части престижной иерархии находим профессии исключительно сферы обслуживания и физического труда. К основным социально-демографических характеристик индивидов, обычно имеют значительную социально-дифференцируя силу, причисляют прежде пол и возраст. Опыт предыдущих исследований престижа профессий и занятий показал, что пол является маловлиятельным фактором дифференциации оценки престижа: в 1994 статистически значимое различие оценок со стороны опрошенных мужчин и женщин зафиксирована только по четырем профессий (врач, фермер, строитель и швея); В 1996 гг. — по пяти профессий (директор завода, учитель, ученый, военнослужащий, официант). Рассматриваемое исследование 1999 фиксирует только три статистически значимые различия между мужчинами и женщинами по оценке престижности труда депутата, бухгалтера и ветеринара. Итак, пол остается слабым социально-дифференцирующим фактором оценки престижа различных видов трудовой занятости. Однако интересным является тот факт, что каждое последующее исследование фиксирует статистически значимые различия в оценках мужчин и женщин в отношении других профессий. Ни разу такие различия не повторялись. В противоположность пола, возраст респондентов проявляет себя значительно влиятельным фактором социальной дифференциации, особенно когда индивиды принадлежат к разным поколениям с отличным жизненным и трудовым опытом. Не вдаваясь в детальный сравнения оценок респондентов всех возрастных групп, выделим только тех, кто стоит на пороге трудового жизни или совсем недавно его начал (16-29 лет) и тех, кто находится на завершающем этапе трудовой деятельности или уже на заслуженном отдыхе ( 55 лет и старше). В таблице 2 Приложения представлены ранговани индексы престижа профессий по оценкам двух выделенных групп респондентов. Статистически значимое отличными являются оценки 15 профессий (в таблице они обозначены *), из которых 14, относящихся к разного уровня образования и квалификации (врач, ученый, учитель, агроном, военнослуж
ащий, медсестра, ветеринар, инженер, телемеханик, водитель, строитель, мастер-часовщик, слесарь, механизатор) оцениваются выше людьми с большим жизненным и трудовым опытом. Противоположный вектор оценки зафиксировано только по занятия по оказанию юридической помощи населению, учреждениям и предприятиям, защиты их интересов в суде, то есть адвокатской деятельности. Молодежь выше оценивает престижность такой деятельности в современном обществе, чем те, кому за 55 лет. Итак, возраст и жизненный опыт является основанием для того, чтобы по-разному оценивать престижность различных видов трудовой деятельности, но не основанием для отличного видение всей социально-профессиональной иерархии. Обе агрегированные шкалы оценок престижа респондентов 16-29 лет и старше 55 лет для страны в целом очень похожи. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена между ними составляет 0.98, что свидетельствует об одинаковости восприятия различных видов занятости как определенной социальной иерархии, несмотря на статистически значимые различия абсолютных значений оценок престижа. Уровень образования респондентов также традиционно считается одним из основных факторов социальной дифференциации и различий во взглядах, ценностных ориентациях, оценке различных явлений и социальных процессов. Престижность занятие не является исключением. Всего 15 профессий и занятий должны статистически значимо отличные индексы престижа, если уровень образования респондентов (начальная и неполная средняя, средняя общая и среднее специальное; выше и высшее) считать независимой переменной (см. Таблицу 3 Приложения). Зафиксированы различия имеют одну доминирующую тенденцию: чем ниже уровень образования респондентов, тем выше оценка престижа занятия. Это касается 14 профессий из 15: депутат, врач, ученый, преподаватель вуза, актер, фермер, учитель, военнослужащий, агроном, инженер, медсестра, ветеринар, водитель, механизатор. Лишь по занятия адвоката такая тенденция не характерна. Одним из эмпирических обобщений, сделанных на основании многолетнего опыта исследования престижа занятий, вывод о так называемом «профессиональный эгоизм»: опрашиваемые обычно выше оценивают профессии, которые должны сами или близкие к их собственным. Для общества такая тенденция, очевидно, не является характерной. Если показателя статуса занятости считать уровень образования, то оценка респондентами из разных образовательных групп престижности, например, ряда традиционных занятий высококвалифицированной умственного труда (врач, ученый, преподаватель вуза, актер, учитель, военнослужащий, агроном, инженер, ветеринар) происходит не как проявление «профессионального эгоизма», а скорее как проявление «профессионального самозневагы». Из приведенной ниже таблицы видно, что выделены традиционные занятия, которые для их практикования требуют исключительно высшего образования, низкое оцениваются именно респондентами с таким образованием. Таблица 1. Индексы престижа занятий, требующих высшего образования, по оценкам респондентов с разным уровнем образования.





Образование респондента
Профессия занятия Начало неполная средняя Средняя общая и специальная Незаконченное высшее и выше
Врач 0.398 0.343 0.331
Ученый 0.378 0.246 0.220
Преподаватель вуза 0.355 0.293 0.254
Актер 0.135 0.079 -0.008
Учитель 0.044 -0.061 -0.162
Военнослужащий 0.010 -0.093 -0.158
Агроном -0.046 -0.171 -0.198
Инженер -0.058 -0.159 -0.222
Ветеринар -0.093 -0.188 -0.240