История ораторского искусства

Во времена расцвета Римской республики начинается новый этап истории ораторского искусства, с которым неразрывно связано имя Марка Туллия Цицерона. Известный теоретик и практик красноречия Римской империи Марк Фабий Квинтилиан рассказывал о Цицерона: "Он заставляет, а тебе кажется просит; судью захватывает силой, а ему думается, добровольно за ним следует. Обо всем говорит с такой важностью, что быть противоположного с ним мысли зазорным считаешь. Все, что для другого потребовало бы чрезвычайного усилия, у него течет само по себе; и чем прекраснее язык, тем заметнее легкость и гибкость его ума. У потомков достиг такой славы, что имя «Цицерон» уже не человека, а саму красноречие означать стало ". Цицерон прославился как судебный оратор особенно своими выступлениями против сицилийского наместника Верраса, казнокрада, сделанные беззакония. Но Цицерон оставил и богатую теоретическую наследство. Среди его заметок о ораторское мастерство читаем: "Оратор должен сочетать в себе тонкость, диалектику, мысль философа, язык поэта, память юрисконсульта, голос трагика и, наконец, жесты и грацию великих актеров. Последнее десятилетие своей жизни ресниц работал над знаменитыми трактатами «Прооратора», «Брут», «Оратор». Все три работы пронизывает идея крайней необходимости оратору широкой культуры, постоянного духовного совершенствования. Среди данных, необходимых оратору, на первое место выдвигал Цицерон знания, убеждения.
master-remontov.com
Он говорил: «Истинный оратор должен исследовать, прослушать, перечитать, обсудить, выяснить, испытать все, что встречается человеку в жизни, потому что в нем находится оратор, и оно служит ему материалом». Обязанности оратора, считал Цицерон, — это умение найти предмет размышления, предоставить ему словесной формы, разместить в нужном порядке материал и выложить его. При этом оратору принадлежит привлечь к себе внимание слушателей, изложить сущность дела и осветить ее основные положения, подкрепить аргументами и отклонить мнению оппонентов, в конце придать блеск своим выводам и снизить значимость доказательств не согласных спорщиков. Таким образом, уже в риторике Древнего мира различаются основные элементы ораторского искусства, определяется характер красноречия как сплава труда, таланта и убеждений оратора. Именно от того времени ораторское искусство стало средством убеждения масс, силой политического противоборства. В результате упадка Римской республики замедляется развитие мирового ораторского искусства, а в средние века традиции античной риторики полностью теряются. Демократические взгляды Демосфена и Цицерона не могут быть приемлемыми представителями церкви, которые стремились влиять на народ методами, которые не требуют от личности самостоятельного мышления. Красноречие делается схоластической и сводится к толкованию догматов веры, их теоретического оправдания. Наиболее полно каноны средневековой риторики использовал в своих проповедях известный идеолог феодализма доминиканский монах Фома Аквинский, учение которого и до сих пор является официальной философией Ватикана. Однако с появлением университетов начинается университетский красноречие, но оно было основано на религиозных догмах, строго регламентировали его. Лекции не были похожи на современные, они в основном приобретали вид комментируемого чтения преподавателями церковных книг, которых в то время не хватало, и широкой студенческой аудитории они были просто недоступны. Однако и затих жестоких условий передовые профессора, такие, как Ян Гус, пытались приближать свои лекции к широкой аудитории, к народу. Новый всплеск демократического развития ораторского искусства связан с волной крестьянских восстаний и войн, брошенное прекрасных народных вождей, которые призывали людей защищать свободу. Среди них — Гильом Каль, Уот Тайлер, Ян Жижка; вожди реформации — Мюнцер, Лютер и др. Значительное влияние на развитие ораторского искусства производили эпоха Возрождения, идеи Т. Мора, Т. Камишнеллы, выдающихся писателей того времени. Великая французская буржуазная революция открыла новую эпоху в истории ораторского искусства. Политические вожди времен буржуазных революций — Кромвель, Робеспьер, Дантон, Марат и др. были превосходными ораторами, которые приняли идеи античного красноречия. В теории ораторского искусства в конце XIX — в начале XX в. больше внимания уделяется учету психологического воздействия личности оратора, эмоционального воздействия слова. Публичные выступления (
речи) как средство политического воздействия на массы стали объектом изучения учеными, их привлекают проблемы, связанные с влиянием языка, убеждением, внушением и другими аспектами действенности устного слова. Складываются основы буржуазной теории и практики манипуляции сознанием народных масс в интересах власть имущих. Мастерства публичного выступления предоставится исключительно важное значение в идеологическом противоборстве, она рассматривается как эффективное средство в борьбе на политической арене, изучается во многих учебных заведениях. История ораторского искусства свидетельствует, что ораторское искусство способно возникнуть и развиваться только недемократической основе, когда в публичном слове есть общественная необходимость. Если с этих позиций посмотреть на историю Российского государства, частью которой была Украина, становится понятным, как мало места было отведено в ней ораторскому слову. Только реформы Петра вызвали в России новый подъем ораторского искусства, и в XVIII в. оно связано с деятельностью выдающегося просветителя, преподавателя Киево-Могилянской академии Феофана Прокоповича. Знаток философии, изящный политик, талантливый литератор оставил немало значительных произведений в определенных областях знаний. Первым выступлением, что дал ему громкую славу, была триумфальная проповедь, произнесенная во время встречи Петра — победителя Полтавской битвы: "Ясно на весь мир осенила слава Российских воинов, и среди Марсовых волн не схитнулось мужественное твое и твоего воинства сердце, когда от невыносимой громогласу стонала земля, когда сопредельные страны страхом сдвинулись, и закрыл диск солнца дым прахом смешанный, тогда отстояли храбрость и мужество твоего воинства, а не проронили крика, ни гласа, слушали всех вождей своих повеления, а не переступили никакого предела ратного чина и закона, видя бесчисленные на них смерти, шли, и не отвлекли глаз, и не вернули следа назад, но более направились смерть на смертоносного супостата неся ". Враг напыщенности, витийства, присущих проповедникам того времени, Феофан Прокопович отстаивал простоту, доступность и одновременно наглядность и образность языка. Эти черты он стремился утвердить в своде правил, написанных им и подписанных Петром I как обязательный документ. Раздел о красноречии был первой попыткой создать правила русского красноречия, регламентации публичного выступления. Известны такие его наставления: быть добросовестным в науках, изучать образцы ораторских выступлений прошлого, выступая выявлять скромность, чувство меры, избегать в речах наставлений, руководств, злоупотребления местоимения «вы», особенно, когда речь идет о ошибки слушателей. В данном случае этика выступления требует включения оратора к тем, кого критикуют — «Мы не поняли ...».