Социальные условия развития неформальных практик предпринимательства в горных районах закарпатья (реферат) часть 2

В третьем разделе — «Специфика развития неформальных практик предпринимательства в горных условиях Закарпатской области» — осуществлен анализ особенностей социальной среды и условий этого региона, влияющие на распространение неформальных практик предпринимательства домохозяйств и личных подсобных хозяйств. Подразделение 3.1. « Влияние социальной среды на развитие неформальных практик предпринимательства Закарпатского региона» посвященный обобщению социальных механизмов и условий развития, формирования предпринимательства. В этом регионе в результате особого геополитического и геоэкономического положения создаются условия и механизмы для налаживания специфических форм связей с приграничными территориями соседних государств. В то же время горные условия Закарпатья имеют ряд лимитирующих факторов, влияющих на их депрессивность. Наиболее многочисленными по количеству малых предприятий является областной центр и города областного подчинения. Так, в расчете на 10 тыс. Человек населения на м. Ужгород приходится 165 субъектов малого предпринимательства, г... Мукачево — 133, г... Берегово — 137, а в Тячевском, Береговском, Великоберезнянском, Перечинском, Раховском, Воловецком, Иршавском, Межгорском районах — 18 субъектов. Наши исследования показывают, что, ориентируясь на рыночные критерии, учитывая исторические трудовые традиции, этнокультурные и психологические характеристики трудового потенциала, имеющийся производственно-ресурсный потенциал, приоритетном развитии в наибольшей степени соответствует формирования лесной и рекреационной хозяйственных систем, органично взаимосвязаны 'связанных с предпринимательством на основе деятельности в домохозяйствах (при наличии личных подсобных хозяйств).
рунетки
В области насчитывается 360,9 тыс. Домохозяйств, из них 59,2% — в сельской местности. В целом для области характерны домохозяйства из четырех и более человек — 47,9%. Средний размер домохозяйства в Закарпатской области составляет 3,41 человека при 2,60 для Украины и является самым высоким среди ее регионов. Характеризуя и анализируя развитие предпринимательства в Закарпатской области, следует обратить внимание на предпринимательскую деятельность в рамках семейного домохозяйства. Семейное предпринимательство является центральной ареной развития экономики неформальной, а также своеобразным испытательным полигоном для нее, потому что жизнедеятельность семьи (включая ее экономическую сторону) не является чем-то регламентированным и помещенным в жесткие рамки и ограничения. Поступки «человека экономического» почти не срабатывают при анализе реальной повседневной жизни большинства населения горных территорий области. В подразделе 3.2. « Особенности влияния социальных условий региона на развитие неформальных практик предпринимательства в горных районах Закарпатской области» анализируются результаты эмпирических исследований в горных районах Закарпатья. Согласно опросу 234 семей (респондентов), в 43,0% выручка от реализации не древесной лесной продукции (далее — НДЛП) составляет заметную часть в общем объеме доходов (10-15%). Еще в 11,2% опрошенных выручка от реализации НДЛП составляет весомую часть своих доходов — 30-50%. Согласно ответам 37,4% опрошенных, их выручка от реализации НДЛП незначительный и составляет около 5% в общем объеме доходов. Распределение ответов респондентов по административным районам позволяет предположить зависимость выручки от реализации НДЛП от удаленности от потребителя. Так, максимально весомый выручка у жителей Великоберезнянского и Хустского районов (15,4-15,5%), что близкие к большим заготовительных и потребительских рынков Ужгорода и Мукачево. Наиболее весомый выручка от реализации НДЛПприпадае на одиноких людей (около 40% дохода). На среднем уровне находится выручку в среднестатистических семьях с 2-5 членов. Не считают весомой частью собственных доходов выручка от реализации НДЛП большие семьи (от 6 до 13 членов). К сожалению, не созданы условия для массовой заготовки НДЛП. Доходы при заготовке НДЛП для продажи на рынке, для собственных нужд и для заготовительного пункта отличаются незначительно. Гораздо полезнее заготавливать для школы, родственников, соседей и т. То есть заготовка имеет явно не коммерческие, а скорее социальные цели. Также в работе использованы результаты социологического исследования по оценке потребностей по использованию лесных ресурсов местным населением Раховского района Закарпатской области, который проводился в рамках проекта Forza (47 глуб
инных интервью с жителями региона). Оно показало, что эффективное использование лесных ресурсов Раховского района Закарпатской области и развитие предпринимательства возможны при условии уменьшения уровня експолярнои экономики и значительные трансформации социально-культурных установок местного населения. Происходит явное усиление самоидентификации населения края с первичными группами на фоне сокращения идентификации с тотальными обществами и формальными институтам государственной власти. Система ценностей и поведения может объясняться, исходя из природно-климатических условий проживания населения. Относительная специфичность климата, тяжесть освоения среды обитания и необходимость выполнения сельскохозяйственных работ в ограниченные сроки сделали необходимым совместную работу. Удаленность территории помогли закрепить в сознании людей установку на бессилие центральной власти; считается, что центр живет по своим законам, а периферия — по своим. Помощь центра при территориальной удаленности не столь значительным и ощутимым, как совместная деятельность с соседями, родственниками. Как показывают исследования, с одной стороны, граждане продолжают полагаться на государство, на практике же придерживаются взглядов, которые принято называть патернализмом в отношениях между государством и гражданами, а с другой стороны, растет расстояние между интересами государства и пониманием каждым гражданином своих интересов. Люди осознают, что их выживание в современных условиях во многом зависит от них самих. Это все вместе с ментальностью, историческими традициями, сегодняшними политическими и экономическими условиями в ведении предпринимательства формирует социальную базу неформального предпринимательства. Исследователи неоднократно отмечали, что в обществе с предпринимательскими традициями, где поддерживается частная инициатива, сфера собственного бизнеса более престижной, чем в обществе, где такие традиции формируются в сложных условиях преодоления многих стереотипов экономического сознания. ВЫВОДЫ В выводах отмечается, что темпы социально-экономической трансформации и развитие предприятия влияет социальное время конкретного региона или социального среды. Игнорирование этого факта распространяет неоправданные ожидания, быстрые разочарование в обществе, трансформируется. Подводя черту при анализе рыночного пространства, отмечаем то, что деятельность сегодня происходит с помощью как формальных, так и неформальных предпринимательских практик. Границы между ними достаточно размытыми: экономические агенты дрейфуют в рыночном пространстве. Исследование неформального предпринимательства сталкиваются со многими проблемами: от точности в определенности феномена и выбора адекватных методик интерпретации полученных результатов. В условиях устойчивого развития общественных систем неформальные образования в значительной степени находятся в свернутом виде, однако при одновременном применении модели открытой экономики и тиражировании внутри страны прозападных основ развития неформальной экономики взрывообразно расширяется объем и спектр этих преобразованных форм. Таким образом, этот сегмент социально-экономической структуры, находясь на относительной периферии, продемонстрировал устойчивый иммунитет как к попыткам ее уничтожения и подчинения остатков общем огосударствлению экономики, так и предоставления ему развитых рыночных форм.