Подготовка будущих учителей естественного цикла к обучению школьников основам безопасного поведения (работа)

Результаты исследования отражены в 11 публикациях, из них — 3 в профессиональных изданиях и 1 учебном пособии с грифом Министерства образования и науки Украины (в соавторстве). Личный вклад автора в работах в соавторстве заключается в разработке содержания и методики подготовки студентов к обучению школьников основам безопасного поведения, тестовых и графических задач по выявлению уровня их знаний и умений по курсу „ Безопасность жизнедеятельности ". Структура диссертации . Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Общий объем диссертации составляет 181 страницу. В работе помещено 4 рисунки и 14 таблиц, занимающих 11 страниц основного текста. В списке использованных источников — 286 наименований. Приложения изложены на 36 страницах. Основное содержание ДИССЕРТАЦИИ Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цели, задачи, гипотезу , раскрыто научную и теоретическую значимость, освещены методологию и методы исследования, сведения об апробации и внедрения результатов. В первом разделе „ Теория и практика подготовки будущих учителей к обучению школьников основам безопасного поведения « освещены основные понятия исследования: „ безопасность жизнедеятельности», „ безопасное поведение "; представлен анализ учебных пособий, учебников, методических материалов по безопасности жизнедеятельности для общеобразовательных и высших учебных заведений, определены и научно обоснованы педагогические условия подготовки будущих учителей к обучению школьников основам безопасного поведения.
термокружка
Безопасность жизнедеятельности — это не только способ существования человека, но и отрасль научных знаний, изучающая проблемы безопасного пребывания человека в окружающей среде в процессе различных видов деятельности. Как сфера научных знаний и научно-практической деятельности, безопасность жизнедеятельности направлена на изучение общих закономерностей возникновения опасностей, их свойств, последствий воздействия на организм человека и окружающую среду; на разработку и реализацию соответствующих средств и мероприятий по созданию и поддержке здоровых и безопасных условий жизни и деятельности человека в повседневных условиях быта и производства, в условиях чрезвычайных ситуаций. Безопасность человека — это особое состояние сложной системы, когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к усложнению или невозможности функционирования человека и его развития (С. Белов, Е. Желибо, Н. Заверуха, В. Зацарний, А. Качинський, О. Мьягченко, О. Русак, М. Сидоров, Е. Човушян и др.). Безопасность жизнедеятельности понимается нами как активное взаимодействие человека с окружающей средой, без угроз для собственной жизни и жизни людей, которые его окружают. Безопасность жизнедеятельности не является естественным способом существования человека. Она является результатом определенных усилий, целенаправленных действий, целью которых является преодоление или устранение угрозы для жизни самого человека, его окружения и среды их обитания. Безопасность жизнедеятельности является определенным нравственным императивом, соблюдение которого обуславливает существование каждого человека, и человечества в целом. Безопасное поведение является наиболее целесообразной формой проявления этого императива по активности человека в окружающей среде, своеобразной активностью, которая не несет в себе опасности, защищает человека от опасности, не наносит ущерба личности и окружающей среде. В каждой ситуации поведение можно назвать безопасной тогда, когда она оказывается не только на основе природных инстинктов, но и осознание практических навыков безопасной жизнедеятельности. Итак, безопасное поведение выступает составляющей жизнедеятельности человека и обеспечивает ее целесообразно, безопасное, предсказуемое существование соответствии определенного морального императива, признает человека и его жизнь высшей ценностью. Проблема безопасности жизнедеятельности нашла отражение в педагогических концепциях и системах, мировоззренческих позициях, педагогических взглядах мыслителей и просветителей разных эпох (Н. Герман, П. Грабовский, М. Коцюбинский и др.). Постоянный рост сложности деятельности современного человека и его последствий для окружающей среды, обусловили потребность в подготовке будущего учителя к преподаванию основ безопасного поведения в школе, которая предусматривает не только
овладение основами педагогической теории, но и знаний, умений и навыков, необходимых для обучения школьников безопасной жизни и деятельности человека. Однако результатами многих исследований доказано, что подходы и технологии, которые сегодня используются в процессе подготовки учителей к обучению школьников основам безопасного поведения, недостаточно эффективными (Л. Горяна, Т. Давидова, И. Науменко, Л. Сидорчук, Е. Чернишова, С. Яремко и др.) Это обусловлено тем, что вопрос безопасности одного человека или любой группы людей нельзя изучать независимо от экологических, экономических, технологических, социальных, организационных и других составляющих системы, в которую они включены, и которые создаются и функционируют благодаря деятельности человека (Е. П. Желибо, Н. М.Заверуха, В. В.Зацарний и др.). То есть содержание курса «Безопасность жизнедеятельности» невозможно раскрыть в полном объеме без использования системного подхода. Несмотря на это, в общеобразовательной школе содержание учебного предмета „ Основы безопасности жизнедеятельности «базируется на интеграции теоретических и практических знаний учеников по физике, химии, естествознания, биологии, географии, трудового обучения и тому подобное. В высших учебных заведениях курс» Безопасность жизнедеятельности "включено в учебные планы подготовки специалистов по всех специальностей, однако целенаправленная подготовка учителей для обучения школьников основам безопасного поведения происходит на естественных факультетах. Обусловлено это ориентирами государственных стандартов образования „ Природоведение "в основной школе, которые предусматривают: ознакомление учащихся с научными фактами естествознания, фундаментальными идеями естественных наук; сути основных законов и закономерностей, позволяющих понять ход природных явлений и процессов; приобрести опыт практической и экспериментальной деятельности, ценностных ориентаций на сохранение природы, гармоничное взаимодействие человека и природы, умение экологически взвешенно и безопасно взаимодействовать с окружающей средой.